…Бремя моё легко есть
06.08.2012 10:22

image006

У каждого из нас своя дорога к Богу и вере. Но есть люди, которые родились в исконно верующей семье, и вера Христова жила в них изначально. Им не нужно было искать ее, потому что она была в них сразу и навсегда. Их вера оставалась непоколебимой ничем. Даже годы безбожия не смогли нарушить это глубокое священное чувство. Господь, видя такую неистощимую любовь к Себе, открывает избранным Своим их высшее предназначение – посвятить свою жизнь наивысшему служению, сохранению и приумножению святой веры, спасению человеческих душ, и призывает гореть в этом подвиге без остатка. Как горит свеча пред Господним престолом.

Одним из таких проповедников и защитников веры православной стал наш земляк, Предстоятель Русской Православной Старообрядческой церкви Его Высокопреосвященство митрополит Московский и всея Руси Корнилий.

– Ваше Высокопреосвященство, Вы родились в старообрядческой семье?

– Да, родился я в православной старообрядческой семье, в городе Орехово-Зуево. А если точнее – в Зуеве, где исконно жили старообрядцы. До революции в нашем городе было несколько старообрядческих церквей и домашних молелен, в которых молились и мои предки. Наш дом Титовых на улице Володарского, в котором я появился на свет и вырос, находился рядом с домами известных старообрядцев Морозовых и Зиминых. С Зимиными мы дружили семьями. С раннего детства моя бабушка, Мария Николаевна, водила меня в церковь, которая располагалась на улице Кузнецкой, называлась она «черная моленная», поскольку в ней в свое время служили монахи. К сожалению, эта моленная была сожжена в годы реконструкции города. В нашем доме всегда были иконы и старинные церковные книги, хотя во времена атеистических гонений это было не безопасно.

– С чем, главным образом, был связан Ваш путь к вере?

– Как и у всех православных людей, он был связан с церковным крещением в детстве, которое заложило духовную основу того пути, по которому нас всех ведет Господь в Царство Небесное. Поскольку я любил читать, и в нашем доме было много книг, связанных с религией, а также собрания сочинений русских писателей, то знакомство с ними давало уму и душе богатый материал для постижения духовности и нравственности русской культуры и, как следствие, основ христианской веры. Затем сама жизнь стала хорошей школой постижения веры.

– Скажите, помогло ли участие в культурной жизни Орехово-Зуева Вам в духовном становлении?

– Наш город богат культурными традициями. Мой дедушка Константин (в память которого меня назвали) был помощником мастера на ткацкой фабрике, одновременно он участвовал в церковном хоре и посещал народный театр, основанный Саввой Морозовым. Эта любовь к искусству в какой-то мере передалась мне. Я благодарен судьбе, что в нашем городе имел возможность прикоснуться к настоящему искусству, встретиться с талантливыми музыкантами, художниками, писателями, артистами, познакомиться с простыми и добрыми людьми.

– Почему Вами был избран путь именно иноческого служения?

– Так сложились обстоятельства моей жизни, что, ухаживая за больной мамой (а я у нее был единственный сын), я не женился. А потом, когда мамы не стало, я обратил свое внимание к Церкви, где пригодились мои труды для возрождения храма в нашем городе (улица Кузнецкая, дом 25). Иночество всегда меня манило тем, что это навсегда связывало с церковью, молитвой, смирением, самоотречением, а следовательно с самой надежной дорогой ко спасению души. И когда после пятидесяти лет я твердо убедился в своем намерении, то принял постриг.

– Расскажите о самом незабываемом моменте своей юности.

– Когда мне было 17 лет, умерла моя любимая бабушка, которую все звали баба Маня. Она привела меня в Церковь, крестила, часто водила ко Причастию, учила молитве, наставляла быть добрым и совестливым. Потеря столь близкого, родного мне человека стала для меня большим горем. В то же время ее смерть заставила задуматься над краткостью жизни и неизбежностью смерти, к которой надо готовиться всю жизнь, как это делала моя бабушка.

– Кто был первым вашим духовным наставником и учителем?

– Когда после долгого перерыва я пришел в нашу старообрядческую церковь на улице Совхозной, дом 15, то познакомился с настоятелем отцом Леонтием Пименовым, который и по сей день вот уже более 20 лет окормляет нашу Ореховскую общину, хотя большая семья его живет в Нижнем Новгороде. Отец Леонтий открыл для меня глубину веры, что помогло мне стать на твердый путь спасения души, самому много узнать, прочитать, выучиться. Хотя и сегодня эта учеба продолжается и, думаю, будет идти всю жизнь, поскольку Богопознание не имеет границ.

– Помните о первой встрече с ним и о его первых наставлениях?

– Первые встречи с отцом Леонтием остались в моей памяти как радостное познание церковного мира, где все люди близки друг к другу и я для них был не посторонний, а нужный и родной по духу человек. Отец Леонтий меня учил самопожертвованию, как сказано у апостола друг другу тяготы носите (Гал. 6, 2), и сам он показывал пример христианской любви и милосердия к грешникам, которыми мы все являемся.

– Вы когда-нибудь представляли себя предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви?

– Избрание предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви на Соборе в 2005 году, после внезапной смерти моего предшественника владыки Андриана, для меня было полной неожиданностью, и потому я отказывался от этого высокого поста. В то время я был не готов к столь серьезному и ответственному служению, но смиряясь с решением Освященного Собора и уповая на волю Божию, я дал согласие на свое избрание митрополитом.

– Что Вы чувствовали в момент Вашей интронизации?

– Во время интронизации все было как в тумане, и единственное, что меня успокаивало – это мысль, что Господь не оставит меня на пути служения Тому, Кто сказал: Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30). За те годы, которые прошли с момента интронизации, я убедился в истинности этих слов.

– Известно, что Вы позиционируете себя как сторонник продолжения курса своего предшественника, митрополита Андриана. В чем, главным образом, выражается Ваша позиция?

– Когда-то мне пришлось отвечать на вопрос одного из журналистов о том, какую линию: «реформатора» или «охранителя» я продолжаю в нашей Церкви. В своем ответе я отметил, что наша древлеправославная Церковь чужда духу отрицания преемственности и традиций прошлого. Нам несвойственны всякая поспешность и насильственность в переменах. Если говорить о линиях моих предшественников – митрополитов Алимпия и Андриана, то хотелось бы сказать, что они существенно сходны, и по сути это общая линия и задача Христовой Церкви – спасение душ человеческих, открытости к диалогу с властями и другими религиозными конфессиями. И сегодня я остаюсь верен этой своей позиции.

– Как староверы относятся к межконфессиональному диалогу?

– Сегодня, когда в нашем обществе усиливается духовное падение, процветают различные пороки, агрессивность, вседозволенность, пьянство и так далее, представители религий России, в число которых входят православные старообрядцы, должны многое сделать, чтобы сдержать эти негативные явления. Общественные, социальные, хозяйственные вопросы жизни нашего государства являются предметом нашего обсуждения в межконфессиональной комиссии при Президенте Российской Федерации, участником которой я являюсь.

– Владыка, возможно ли сближение Русской Православной Церкви и Русской Православной Старообрядческой Церкви?

– Относительно взаимоотношений нашей Церкви с РПЦ МП можно сказать, что они сегодня добрососедские, складываются в духе доверия, взаимопонимания и уважения. Сейчас появилась уникальная возможность впервые за последние три с половиной столетия начать равноправный, свободный от предвзятости и государственного давления диалог по тщательному выявлению наших позиций, причин и последствий Раскола. Этими вопросами предстоит заняться комиссиям, созданным нашими церквями. Мы понимаем, что быстрых положительных решений ожидать не следует, так как вопрос великой церковной трагедии – раскола XVII века – слишком сложный. Но мы сохраняем надежду, что работа комиссий не будет напрасна, и надеемся на преодоление разделений между верующими во Христа. А когда это должно произойти, известно одному Богу.

– Ваше Высокопреосвященство, сегодня весьма актуален вопрос духовно-нравственного воспитания молодежи. Расскажите, пожалуйста, о работе РПСЦ в этом направлении.

– Мы видим, что в мир проникают чуждые нам понятия и привычки. В умах и душах людей, а особенно молодежи, насильственно утверждаются безбожные, порочные ценности. СМИ навязывают принципы греховного образа жизни, далекие от христианской морали, насаждают свободу половой распущенности, эгоизм, агрессию, и почти совсем не говорится о воспитании целомудрия, уважения к старшим, почитания исторических и духовных традиций, о формировании крепкой семьи. Церковь всегда осуждала нравственные пороки, призывала с юных лет хранить душевную и телесную чистоту, не соблазняться мнимыми ценностями падшего мира, не терять в погоне за богатством и развлечениями своего духовного достоинства. Наша Церковь делает все возможное, чтобы те из молодых людей, которые переступили порог Церкви, были окружены вниманием со стороны старших, им создавались условия для раскрытия духовных талантов – в частности, в церковном пении и чтении. Уже несколько лет в Москве у нас действует Духовное Училище, помогающее молодым людям познать азы церковной премудрости. При многих общинах нашей Церкви созданы объединения по интересам, практикуются паломнические экскурсии, совместный отдых. Молодые люди несут заряд бодрости, радости, открытости, поэтому общение с ними для меня всегда приятно и полезно. Хочется пожелать всем молодым людям душевного спасения, сохранения чистоты, познавания православной жизни, сил в борьбе с грехом и пороком; сохранения твердой веры и христианской любви.

– РПСЦ, возглавляемая Вами, крупнейшее старообрядческое согласие в России. Сколько у вас приходов и где находятся самые крупные? Скажите о воскресных школах.

– Наша Церковь насчитывает около двухсот приходов, как в России, так и за ее пределами. Самые крупные духовные сообщества находятся в Москве и Подмосковье, в Нижнем Новгороде, на Урале, в Сибири, на Украине и в Молдавии. Эти объединения составляют епархии, которые окормляются епископами. Всего у нас восемь архиереев. Почти во всех приходах епархий действуют воскресные школы по изучению церковной истории, чтения и пения. Недавно в нашем Орехово-Зуевском районе состоялся духовный вечер, где ребята – представители воскресных школ Гуслицы, показали свои успехи в церковных науках, а также привезли рисунки и поделки, которые изготовлены их умелыми руками.

– Недавно в Русской Православной Старообрядческой Церкви произошло знаменательное событие: в городе Уральске были обретены мощи святого епископа Арсения. А еще есть случаи прославления старообрядцев в лике святых в новой истории Церкви?

– Действительно, в нашей Церкви в прошлом году при большом стечении верующих произошло знаменательное событие – обретение мощей видного церковного деятеля – епископа Арсения. Он скончался в 1910 году городе Уральске – это нынешняя территория Казахстана. Его тело пролежало в сыром склепе под землей более ста лет, но тление его не тронуло; и сейчас извлеченные из-под земли мощи святого Арсения покоятся в недавно отреставрированном старообрядческом храме города Уральска. Множество святых подвижников отдали свои жизни ради сохранения православной веры в году безбожных гонений XX века. В настоящее время мы готовим книгу памяти о жертвах репрессий тех времен. Если говорить о послераскольной истории, то можно назвать сотни и тысячи святых подвижников древлего благочестия, отдавших жизни за сохранение веры своих предков, веры Святой Руси. Имена святого мученика протопопа Аввакума, сожженного в далеком Пустозерске 330 лет назад, и боярыни Морозовой, уморенной голодом в земляной яме, известны многим на Руси. Об этих святых нам напомнил недавно вышедший на экраны фильм Н. Досталя «Раскол».

– Ваше Высокопреосвященство, Вы часто бываете в родном городе Орехово-Зуево?

– Связи с родным и близким моему сердцу городом я не прерываю. Часто бываю в нашем храме на улице Кузнецкой и с радостью вижу, что дело, начатое почти двадцать лет назад по его возрождению, продвигается и он готовится к освящению. Также посещаю и наш район – знаменитую Гуслицу, где много старообрядческих приходов, богатых своими духовными и историческими традициями. Радостно, что совсем скоро будет освящен наш возрожденный храм в селе Беливо, рядом с древними бывшими скитами, память о которых свято хранится в народе. О нашем гуслицком крае тепло написал местный поэт Константин Коблов:

Чудесное тихое место,
Я рад здесь родиться и жить,
Я рад здесь посильно и честно
Отчизне и Богу служить.

– На Ваш взгляд, меняется ли духовный облик нашего некогда пролетарского города?

– Затрудняюсь сказать об изменении духовного облика родного города, поскольку сейчас живу в Москве, но то, что он постоянно обновляется и украшается, это можно отметить. Для того чтобы свершилось и духовное обновление, и процветание нашего города на Клязьме, у нас есть все условия – это и богатые духовно-нравственные традиции, и историческое и культурное прошлое.

– Ваши пожелания землякам?

– Хочу пожелать дорогим землякам крепкой веры и надежды, что с Божией помощью, несмотря на все трудности, мы найдем в себе силы не пасть духом и приумножить былую славу наших предков, сохранить истинную Православную веру!

– Высокопреосвященнейший митрополит Корнилий, благодарим Вас за подаренное нам Ваше время и столь интересные ответы на наши вопросы.

Редакция нашей газеты поздравляет Вас с 65-летним юбилеем. Желаем вам крепкого здоровья и сил на многие-многие благие годы жизни. Да поможет Вам Господь в Вашей великой священной миссии. И пусть у Вас будет как можно больше помощников и сподвижников по дальнейшему возрождению и процветанию древней святой Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Интервью подготовила Галина ГОЛЫГИНА

Метки:
 

© Администрация городского округа Орехово-Зуево.
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ,
в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Яндекс.Метрика